ПО КОМ ЗВОНЯТ БОРОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Сайт Владимира Овчинникова
ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА
КАРЕЛОВ - ТЕРРОРИСТ ПОРТРЕТА СТАЛИНА
В помещеньях висят портреты,
На которых одно лицо.
С ним живём мы в одной квартире,
Кличка есть у него – УСЫ
Что творится по всей Сибири,
Что творится по всей Руси!
Виктор Боков. («Третий год»)

Моя бабушка Акулина Васильевна и её братья из рода Царёвых были коренными боровчанами. Бабушка была очень богомольная, вышла замуж за Дмитрия Карелова (1879 – 1922), он из Каширы. В Кашире у него было своё исправное хозяйство: дом, участок земли, лошадь, корова, мелкий скот. В Боровске, точнее на Высоково, дед позднее построил второй дом. Детей у них родилось 12.
С приходом советской власти каширское хозяйство в 1922 году раскулачили. Отняли абсолютно всё и выставили на улицу. Для большой семьи это была трагедия, дедушка от переживаний тогда же умер. Ему было 43 года от роду. Бабушка Акулина осталась одна с детьми, на работу нигде не могла устроиться, помощи ни от кого не было. Жили постоянно под прессом, как бывшие кулаки «враги народа». Дети голодали и умирали. Из двенадцати десять умерли от голода. Остались только Михаил (мой отец), 1920 года рождения, и Дмитрий.
В войну отец пошёл добровольцем на фронт, учился на танкиста, но позднее его комиссовали (кажется, по болезни). В конце войны женился на моей будущей матери, Елизавете Андреевне в девичестве Ковановой, она из с. Роща. Жили на Высоково в доме, построенном дедом. В 1945 году родился я, Валерий, а через два года у меня появился брат Александр.
А дальше с отцом произошла история, изменившая ему и всем нам жизнь. Он работал на буровой установке, бурили недалеко от Боровска, в деревне Бутовке, на воду. Вода нужна была фабрике «Красный Октябрь». Однажды, это был 1947 год, пообедав и завернув остатки еды в тормосок, отец сунул его за портрет Сталина, висевший в бытовке-вагончике. Без портрета вождя тогда нигде нельзя было, даже в вагончике - так полагалось. И при этом отец пошутил: «Смотри, чёрт усатый, не съешь мою пайку!». Тогда же на буровой случилась авария: сорвав из-за усталости металла тормозной болт, бур ушел в землю. Разбиралась в аварии комиссия, что-то установили. Нужно было найти виновного, за зацепкой дело не стало, когда рядом есть антисоветский «элемент». На таких направлена была программа уничтожения их – шёл процесс создания человека нового советского типа. Отца ночью арестовали, было дознание и дознание с пристрастием. Легче было «признаться» во вредительстве, чем доказывать невиновность. Припомнили, разумеется, слова отца, адресованные усатому. Такое приравнивалось к терроризму. Поэтому статья 58-8. (террористические акты, направленные против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций) означала высшую меру, но потом смягчили: дали 25 лет. Отбывал срок отец в Караганде – Карлаге. В дальнейшем по амнистии был пересмотр дела, и в 1955 году снизили - до фактически отбытых 8 лет.
Что было потом с матерью, нами, совсем малыми детьми, и бабушкой, у которой так и не было работы? Если коротко, то мать с сестрой детей отдали в интернат, колхоз отобрал полдома и устроил в нем свинарник, землю отрезали, как говорили, в пользу Калинина, то есть, как считалось, на укрепление колхоза им. Калинина.
Отец, отсидев срок, вернулся домой в семью в Боровск (хорошо, что это 101-й км.), в 1960-м признали невиновным – реабилитировали. Пошел работать, сначала устроился на торфоразработки, потом ещё где-то и, наконец, взяли на фабрику «Красный Октябрь». Всё умел, про него говорили «золотые руки».
Наш деревянный дом из-за использования не по назначению сгнил, пришлось отцу его перестраивать. Новых детей уже больше у отца с матерью не было. Из-за страха за детей, нам старались не говорить о превратностях судьбы отца, и мы вообще мало знаем каких-то подробностей. Умер отец на 73-ем году жизни, похоронен на кладбище в Высоково, там же и мама.
Валерий Карелов
Май 2012 г.

Архивно-биографическая справка УФСБ:
Карелов Михаил Дмитриевич, 1920 года рождения, уроженец и житель с. Высокое Боровского района, был арестован 26 августа 1948 года УМГБ по Калужской области по обвинению в том, что, являясь враждебно настроенным по отношению к Советской власти, проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические настроения в отношении руководителей ЦК ВКП(б) и Советского Правительства. По приговору Военного Трибунала войск МВД Тульской области от 27 октября 1948 г., на основании ст. 17-58-8 УК РСФСР, Карелов М.Д. подвергнут лишению свободы сроком на 25 лет с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях. По определению Военного Трибунала Московского военного округа от 17 января 1955 года приговор Военного Трибунала войск МВД Тульской области от 27 октября 1948 г. в отношении Карелова М.Д. изменен, обвинение переквалифицировано на ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР, наказание снижено до 8 лет лишения свободы. По определению Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР от 7 апреля 1962 года приговор Военного Трибунала войск МВД Тульской области от 27 октября 1948 г. и определение Военного Трибунала Московского военного округа от 17 января 1955 года в отношении Карелова М.Д. отменены, дело производством прекращено.
Валерий Карелов Май 2012 г.









ВСЕ МАТЕРИАЛЫ САЙТА ДОСТУПНЫ ПО ЛИЦЕНЗИИ: CREATIVE COMMONS ATTRIBUTION 4.0 INTERNATIONAL